(Не) очень простая история о сложных вещах

На днях состоялась очередная — на этот раз приуроченная к году театра — премьера народного театра ЦКД «Современник»  режиссёра В. М. Пугачёва. Была проникновенно сыграна пьеса М. Ладо «Очень простая история».

Вот занавес стремительно поплыл в стороны, и перед нами открылся… нет, не уютный дом, а обычный деревенский хлев, где мирно сосуществуют лошадь Сестричка (Ел. Мацепуро), корова Зорька (В. Кушнерова), свинья Дунька (Я. Носова), в гости к которым захаживают Петух (П. Крылов) и пёс Крепыш (А. Пчеленок, К. Поляков). А иногда – сосед (И. Полевков, А. Сидоров), чтоб потиху стибрить у хозяина (Ев. Мацепуро) сей живности очередную бутыль «мутного».  И здесь же яркими мазками выписывается любовная драма двух молодых людей – юной Даши (А. Лелётко) и взрослого Алексея (А. Словик), которым судьба преподносит сюрприз – нежданную беременность девушки. Как же им теперь быть с ребёнком?

Одна из «изюминок» пьесы – то, что главные действующие лица здесь – не люди, а животные, несмотря на то, что основной конфликт закручивается вокруг первых, а вторые – больше наблюдают. Но в этих сценах – столько души, столько жизни! Лошадь грустно философствует, матушка-корова думает о телёнке, появления на свет которого она трепетно ждёт, Петух распевает песни, пересказывает запомнившиеся из радио полюбившиеся фразы или просто интересные слова, Крепыш по-собачьи радуется жизни, а свинья мечтает… летать! Как раз во втором акте её мечта сбывается – однако самым печальным образом: у Дуни появляются крылья, когда она гибнет от руки хозяина и превращается в ангела.

Тем временем о беременности Даши узнают её родители, вначале – мать (Т. Банная), а затем и отец (по совместительству – владелец хозяйства). Оба, естественно, не рады такому внебрачному «приключению» дочери и потому уговаривают её сделать аборт. Отец особенно настаивает на этом, потому как его, приобрётшего хозяйство честным, кропотливым и нелёгким трудом, абсолютно не вдохновляет вынужденное родство с безалаберным пьянчугой-соседом и его безработным сыном. Сосед же, присутствуя при всём этом (неудачно выбрал момент пополнить запасы «горячительного»), от такого решения просто в ужасе. Как же это так: убить невинное, беззащитное, ещё не рождённое дитя?!

Его сторону принимают и животные, для которых подобный поворот событий просто дик и противоестественен, ведь каждое живое существо стремится позаботиться о своём малыше, защитить его… Но что могут сделать они, всего лишь бессловесные твари? Выход подсказывает свинья-ангел: нужно, чтоб нерождённую малютку защитил её ангел-хранитель. Но где взять его? Свинья уже не может – она стала ангелом только что родившегося африканского мальчика. А чтобы появился новый ангел, должен кто-то умереть, причём, лучше, чтоб это было животное, ведь, как сказала Дунька, из четвероногих ангелами становятся практически все, а вот из людей – далеко не каждый. И тогда Сестричка решается пожертвовать собой – во имя спасения малыша.

Однако, как выясняют звери, смерть – тоже дело непростое: вот так сразу сама по себе лошадь умереть не может, а принесённая Крепышом двустволка пригодна только для человеческой руки. Призванный же на помощь сосед не в силах выстрелить в беззащитное животное. Он уходит, унося ружьё с собой. Которое, как мы потом узнаем, он использовал в качестве «пропуска» на тот свет. Занимается заря. Алексей находит тело отца с двустволкой в руке возле речки. Казалось, битва за жизнь нерождённого ребёнка проиграна…

Но вот новая картина: молодые возвращаются из роддома с розовым пелёночным «конвертом», перевитым лентами, вместе с ними – новоиспечённые бабушка и дедушка, а вслед за этой толпой – толстый ангел со смутно знакомыми чертами и гармоникой, на которой так любил наигрывать пьянчуга-сосед… Этот-то ангел и подсказывает, какое имя выбрать для девочки – «Маруся». Вот такая вот победа жизни над смертью.

Как я уже говорила, спектакль поднимает непростые и весьма актуальные для теперешнего общества вопросы: проблема абортов и внеплановой беременности, трудолюбие и тунеядство, равнодушие и человечность… Несмотря на то, что на некоторые из этих вопросов даются вполне однозначные ответы либо очень хорошие намёки на них (аборты делать не нужно, пьяницы – тоже люди, хотя если ты из их числа, тебе нечем помочь своим детям, безработному не стоит надеяться на свадьбу с любимой, животные – чище и человечнее людей), я думаю, каждый посмотревший решит это для себя сам. По крайней мере, наверняка задумается об этом.

Несмотря на мрачность и серьёзность обозначенных тем, в спектакле немало юмора, который, опять же, проистекает от персонажей-животных: игривый Крепыш, простодушная Зорька, однако всех тут переплюнули задавака-Петух, который постоянно притягивал к себе внимание каждым своим появлением и очень-очень, ну просто очень милая и трогательная (а иногда и трогательно-грустная) свинья Дунька! Не побоюсь сказать, что никто в спектакле не вжился в свой образ и воплотил его на все сто так, как это сделала непревзойдённая актриса Янина Носова. Браво! И после окончания спектакля спускавшиеся в фойе зрители говорили, в основном, о ней.

Не подкачала и остальная актёрская «старая гвардия». В этом спектакле присутствовало немало молодёжи, но и они, в основном, не отставали от «ветеранов» театра. Хотя кое-кому, на мой взгляд, порой не хватало эмоциональности и выразительности в исполнении роли. И, как по мне, маникюр в деревенской глуши – несколько не в тему. Но всё это можно списать на «молодо-зелено», что тут поделаешь… В общем, силами актёров всех возрастов, а также художника О. Суставой, режиссёра В. М. Пугачёва вновь удалось воплотить на сцене интересную историю.

Лишь один момент спектакля, который, впрочем, именно на совести автора пьесы, вызывает недоумённые вопросы. Нет, это не свинья-ангел. Это ангел, которым стал самоубийца. Как он мог им стать, ведь это один из самых тяжких грехов?! Даже если учесть самоотверженную защиту соседа своей ещё нерождённой внучки, это смотрится как-то… странно… Особенно, если вспомнить слова свиньи о том, что далеко не все люди становятся ангелами… Так, что, он стал им, потому что так было нужно… сюжету? Тогда какой-то «рояль в кустах» получается… Тем более, если различить тут и логическую нестыковку: свинья Дунька стала ангелом того малыша, который УЖЕ родился, а Даша была на момент смерти своего несостоявшегося свёкра только на 1, 5 месяце беременности… Так мог ли он  по временным рамкам стать её ангелом? Увы, всё это так и останется без ответа…

В целом же, очень радует то, что спектакль поднимает серьёзные темы, тем более, что на премьере присутствовало много молодёжи – школьников и студентов. И хотя временами они шумели, прибегали после поднятия занавеса, в особенно важных моментах в зрительном зале стояла гробовая тишина, означающая заинтересованность и, возможно, понимание. И я очень надеюсь на то, что в теперешнее время, когда институт семьи не просто расколот – он растоптан новыми веяниями массовой культуры и пропагандой различной «свободы» (читай: вседозволенности), которая, кроме хаоса, ничего в итоге не несёт, эти молодые парни и девушки, сидящие в зале, вынесут для себя какие-то важные уроки. И надеюсь, они будут правильными.

P. S. Спектакль преследовал ещё одну благую цель: собранные от него денежные средства пошли на лечения артиста народного театра Вячеслава Агроната.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Игорь
30.05.2019 23:35

Отличная статья…. Интересная подача…. Автор не просто рассказывает сюжет, а анализирует спектакль…. И поднимает немало интересных вопросов….