Музыки и красок союз прекрасный
В выставочном зале Клинцовской детской школы искусств им. Е. М. Беляева проходит выставка работ учащихся художественного отделения, которые создали их в ходе пленэра. Здесь есть работы как малышей, которые ещё только делают первые шаги в живописи и изображают милых котиков и птичек, деревья и листочки, так и ребят постарше, чьими работами можно залюбоваться. По сложившейся традиции, это мероприятие ознаменовал концерт учеников и педагогов музыкального отделения.
Как и бывало в прежние времена, различные направления изобразительного искусства и музыка составили прекрасный союз, который радовал и глаз, и слух. Думаю, это особенно примечательно в наш век, где правят бал компьютерная графика и то, что сейчас, как мне видится, лишь по недоразумению называют «музыкой», и которая раздаётся (и здорово бьёт по мозгам) из каждой пятой машины, «неоперившийся» владелец которой уже решил, что это средство передвижения ему непременно нужно (хотя, как вы понимаете, это лишь способ покрасоваться). Но сейчас речь не о них.
В музыкальной составляющей преобладали классика и просто красивые мелодии и песни, а в художественной – графические и живописные работы, представляющие собой натюрморты, пейзажи и многое другое. Что ценно, все эти работы неразрывно связаны с нашим родным городом, его обликом и какими-то иными моментами, его отражающими.
Подробнее о выставке я побеседовала с заведующей художественным отделением Галиной Ивановной Ермолаевой.
— Галина Ивановна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея такой выставки?
— У нас есть такой предмет на художественном отделении, как пленэр. Это рисование на открытом воздухе, 28 часов в учебном году, 7 дней по 4 часа. На каждый день приходится своё задание. На него не выходят только 1-е классы, остальные этим занимаются. Малыши начинают с листочков, растений, цветов, рисовки животных. Ребята постарше рисуют уже что-то посложнее. Например, на этом рисунке сравниваются два дерева, одно находится ближе, другое – дальше. В третьем классе задания ещё больше усложняются: появляются, к примеру, аллеи, части зданий, фигуры людей, этюды цветов… Четвёртый класс – городские зарисовки, а пятый обобщает всё, на профессиональном уровне.
В конце пленэра состоялся просмотр работ, на котором присутствовали все преподаватели. Когда просмотрели работы 2-х, 3-х и 4-х классов, отметили труды вот этих детей: Чирковой Саши, Пыко Насти, Мотрук Алины, Рецкой Саши, Шевцовой Лизы, Иванченко Даши, Золотого Саши, Новиковой Киры, Старовойтовой Насти и Лабуз Арсения. Поскольку они посетили все дни пленэра и выполнили свои работы очень качественно, было решено устроить для них общую персональную выставку.
Для чего это сделано? Во-первых, для того, чтобы посмотрели другие ребята, как нужно выполнять пленэрные зарисовки. Потому что мы сейчас сталкиваемся с бедой, связанной с мобильными телефонами. То есть, на телефон сфотографировал, с телефона срисовал… Поэтому не развиваются зрительная память, воображение, скорость рисования, ведь телефон можно включать бесконечное количество раз…
Ещё один фактор – то, что мы готовились к 75-летию основания Брянской области, и поэтому выставили серию работ, посвящённую видам города Клинцы, нашего уголка Брянской области. Ими занимались старшие классы. Мы увеличили формат работ с альбомного на А3 – и время на их выполнение. Вот, к примеру, памятник Калинину карандашом, здесь – виды возле памятника героям Отечества. Они есть в акварели и также в карандаше. Девчонки выбирали очень интересные ракурсы. У кого-то – это строящийся Богоявленский собор, у кого-то – фрагмент самого памятника, у кого-то – аллея… Были мы и в парке Воровского – рисовали пруд, учились изображать состояния воды.
Техника исполнения – практически любая. Во-первых, она трактуется желанием самих детей, во-вторых – учебными задачами, которые им ставятся. Вот, допустим, вид из окна нашего кабинета на улицу Октябрьскую. Получается такая высокая линия горизонта и вид зданий сверху. Есть у нас и натюрморты на открытом воздухе. Почему важно всё это? Потому что цвет в помещении и цвет на улице у предметов – они разные. Если в помещении свет в основном тёплый и оттенки тёплые, а тени — холодные, то в природе, из-за того, что небо голубое, предметы приобретают холодные голубые оттенки, а тени, наоборот, становятся тёплыми, оттенков земли – коричневого, охристого.
В целом, я считаю, что выставка удалась. Все наши юные художники, участвовавшие в ней, будут награждены грамотами, которые сыграют свою роль при поступлении в иные учебные заведения. А 8 ноября у нас состоится открытие выставки В. П. Зайцева. Приглашаем всех желающих!
— Трудно ли было выбирать работы для выставки?
— Да. Это всегда трудно, потому что 8 преподавателей, каждый имеет своё мнение. Все люди творческие, каждый хочет видеть там своего ученика… Но, тем не менее, по обоюдному согласию, этот список определился очень быстро, а дальше уже шла работа в плане того, что выставлять, а что – нет, что с чем компоновать. Где оставались места, мы добавляли работы других детей, которые были не хуже тех авторов, которых мы представили.
— Подобная выставка – детских работ с пленэра – это первый опыт, или такие выставки уже были?
— С пленэра – это первый наш опыт, такая масштабная выставка, и мы надеемся, что она не будет последней. Мы закладываем новые традиции.
— Каковы отзывы увидевших выставку?
— Отзывы самые интересные. Во-первых, многим она нравится. Кому-то бывает не очень понятно, почему именно такая выставка, но когда приводишь сюда ребят, стена с видами города привлекает всеобщее внимание, то есть люди по-другому, другими глазами смотрят на то, что видят каждый день. Малыши, которые у нас ещё учатся первый, второй год, открывают для себя, что можно нарисовать не только кошечку или собачку, но и листья, цветы, деревья, посмотреть, как они изображаются. Мы им рассказываем, что такое пленэр. Все получают от этого удовольствие и дополнительную информацию.
Приходите и вы на эту выставку и оцените по достоинству художественные таланты наших юных земляков!