75-я годовщина снятия блокады Ленинграда
Сегодня, 27 января, мы отмечаем годовщину окончания одного из самых героических и трагических эпизодов Великой Отечественной войны — блокады Ленинграда.
В планах немецкого командования, составленных ещё до начала войны, Ленинград планировалось уничтожить. В специальной директиве отмечалось: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй… В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Вскоре после начала Великой Отечественной войны Ленинград оказался в тисках. С юго-запада к нему подступала немецкая группа армий «Север» под командованием фельдмаршала В. Лееба; с северо-запада город блокировала финская армия, которой командовал маршал К. Маннергейм. Да-да, именно тот самый Маннергейм, которому летом 2016 года с помпой открыли памятную доску на Захарьевской улице в Санкт-Петербурге. Правда, уже в октябре того же года её пришлось демонтировать, так как общественность так и не захотела видеть на улице города-героя напоминание об этом пособнике фашистов…
Немцы планировали захватить северную столицу СССР перед взятием Москвы. Гитлер полагал, что падение северной столицы даст не только военный выигрыш. С потерей Ленинграда русские лишались не только колыбели Революции, но и одного из крупнейших промышленных и культурных центров страны.
В июле-августе 1941 г. город, численность населения которого до войны составляла около 3 млн. человек плюс беженцы из Прибалтики, был полностью блокирован. Сообщение с Ленинградом осталось лишь по Ладожскому озеру и по воздуху. Практически ежедневно ленинградцы испытывали на себе ужас артиллерийских обстрелов или бомбежек. В результате пожаров уничтожались жилые дома, гибли люди, уничтожались запасы продовольствия, коих в Ленинграде и так было очень немного.
Дело в том, что до войны Ленинград снабжался, что называется, «с колёс» и больших запасов продовольствия не имел. Поэтому блокада грозила страшной трагедией – голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие суточные нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 г, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Бойцам частей первой линии и морякам – 500 г. Началась массовая гибель населения.
В декабре в Ленинграде от голода и холода погибло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – около 100 тыс., в феврале – более 100 тыс. Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. до 1,5 миллиона человек. Спасением для осаждённых стала проложенная по льду Ладожского озера трасса, которую назвали «Дорогой жизни». Благодаря ей с 21 ноября в город начали поступать продовольствие и боеприпасы. На обратном пути эвакуировалось гражданское население, в первую очередь — дети. За время действия «Дороги жизни» (до марта 1943 года) по льду (а летом на различных судах) в Ленинград было доставлено 1615 тыс. т. различных грузов, из осаждённого города эвакуированы более 1,3 млн. ленинградцев и раненых воинов. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод.
Несмотря на тяжелейшие условия, город не сдавался. Его жители и руководство сделали всё возможное, чтобы жить и продолжать бороться: ленинградская промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта; обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут. Беспримерное самопожертвование жителей Ленинграда и советских бойцов помогло показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников.
Хотя обстановка на фронтах складывалась тяжелейшая, первая попытка разорвать кольцо блокады была предпринята уже в сентябре 1941 г. Далее последовали ещё три попытки: в октябре 1941 года, в начале 1942 года. В августе–сентябре 1942 г. блокаду также не удалось прорвать, однако жертвы бойцов Красной армии не были напрасными. Летом-осенью 1942 г. противнику не удалось перебросить из-под Ленинграда какие-либо крупные резервы на южный фланг Восточного фронта. Более того, Гитлер направил для взятия города управление и войска 11-й армии Манштейна, которые в ином случае можно было использовать на Кавказе и под Сталинградом. Синявинская операция 1942 года Ленинградского и Волховского фронтов опередила немецкий удар. Предназначенные для наступления дивизии Манштейна были вынуждены сходу вступать в оборонительные бои против атакующих советских частей.
Частично прорвать блокаду удалось только в январе 1943 г., когда основные силы немецкой военной машины были стянуты к Сталинграду. Ходом деблокирующей операции советских фронтов (операция «Искра») руководил Г. Жуков. На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих семнадцати суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г. стал переломным моментом в Ленинградской битве.
Положение Ленинграда значительно улучшилось, но непосредственная угроза городу продолжала оставаться. Чтобы окончательно ликвидировать блокаду необходимо было отбросить врага за пределы Ленинградской области. План деблокирования северной столицы, разработанный в 1943 году ставкой ГК, осуществлялся силами Ленинградского (генерал Л.Говоров), Волховского (генерал К.Мерецков) и 2-го Прибалтийского (генерал М.Попов) фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями. Уже 20 января советские войска освободили Новгород, а 21 января противник начал отход из района Мга – Тосно, с участка перерезанной им железнодорожной магистрали Ленинград – Москва.
27 января в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда, которая продлилась 872 дня, прогремел праздничный салют. Группа армий «Север» потерпела тяжелое поражение. В результате Ленинградско-Новгородской операции советские войска вышли на границы Латвии и Эстонии.
Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. В 1942 г. советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой были награждены около 1,5 млн. защитников города.
К сожалению, волна переименований, начавшаяся с падением СССР, вычеркнула с географических карт некоторые славные названия. Ведь доходит до абсурда: блокада Ленинграда была, но города с таким названием уже нет. То же самое и со Сталинградом. Площадь и улица имени Сталинграда, а также одноимённое метро есть в Париже, сохранилось это название и в некоторых других европейских городах. Там никому в голову не приходит их переименовывать. Уверен, что многие европейцы вообще не в курсе, что город уже довольно давно сменил своё имя. Не в курсе они не потому, что такие ограниченные, а оттого, что в Европе не принято забывать свою историю.
А мы, переименовав города-герои, мне кажется, идём в неправильном направлении. Уже сегодня, рассказывая подрастающему поколению о Великой Отечественной войне, приходится пояснять, что Ленинградом раньше назывался Санкт-Петербург, а Сталинград — это сегодняшний Волгоград. Трудно представить, что будут знать о Великой Отечественной через пятьдесят, сто лет. Не забудутся ли те жертвы, что принёс наш народ в борьбе с нацизмом?
Конечно, хочется верить в лучшее, но жизнь, как всегда, безжалостно заставляет быть реалистом. Вчера, например, в германском издании Süddeutsche Zeitung вышла статья за авторством Зильке Бигальке, которая раскритиковала масштабные мероприятия в России в связи с семидесятипятилетием снятия блокады Ленинграда.
В это воскресенье в Санкт-Петербурге состоится парад, посвящённый 75-летию снятия блокады. В очередной раз Москва отправляет солдат туда, где стоило бы проявить сочувствие. Они делают акцент на национальной гордости, а не на памяти.